Памятка для субъектов малого и среднего предпринимательства

Памятка для субъектов малого и среднего предпринимательства «Пожарная безопасность в вопросах и ответах» Вопрос: Кто может быть привлечен к ответственности за наруше-ние требований пожарной безопасности, и какие виды ответст-венности предусмотрены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ответ: В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21 де-кабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: - собственники имущества; - лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; - лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; - должностные лица в пределах их компетенции. Указанные лица, а также иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Вопрос: Какие общие условия предусмотрены законодательством Российской Федерации для привлечения к административной от-ветственности юридических лиц за совершение административ-ных правонарушений. Ответ: В соответствии со статьей 2.10 Кодекса Российской Федера-ции об административных правонарушениях юридические лица под-лежат административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации. При слиянии нескольких юридических лиц к административной от-ветственности привлекается вновь возникшее юридическое лицо. При присоединении юридического лица к другому юридическому ли-цу к административной ответственности за совершение администра-тивного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности привлекается вновь возникшее лицо. В указанных случаях административная ответственность за соверше-ние административного правонарушения наступает независимо от то-го, было ли известно привлекаемому к ответственности юридическо-му лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации. В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признает-ся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Вопрос: К какой категории субъекта административного право-нарушения относятся индивидуальные предприниматели. Ответ: На основании статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, несут администра-тивную ответственность как должностные лица, если законом не ус-тановлено другое. Вопрос: Какими статьями Кодекса Российской Федерации об ад-министративных правонарушениях предусмотрена администра-тивная ответственность за нарушение требований пожарной безо-пасности. Ответ: Кодекс Российской Федерации об административных право-нарушениях содержит несколько статей, предусматривающих адми-нистративную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Основной статьей, которой предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, является статья 20.4 КоАП РФ, которая содержит шесть частей, обра-зующих самостоятельные составы административных правонаруше-ний. Кроме статьи 20.4 Кодексом предусмотрена административная ответственность: - за нарушение правил пожарной безопасности в лесах (статья 8.32); - за нарушение правил пожарной безопасности на железнодо-рожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (статья 11.16); - за осуществление предпринимательской деятельности, свя-занной с эксплуатацией пожароопасного производственного объекта, без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением преду-смотренных лицензией условий (статья 14.1); - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии) либо с нарушени-ем предусмотренных лицензией условий (статья 19.20); - за нарушение правил организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках в части несогласования с органами, уполномоченными на осуществле-ние контроля за обеспечением пожарной безопасности, схем разме-щения торговых мест (статья 14.34). Вопрос: Какие виды наказания предусмотрены законодательст-вом Российской Федерации за совершение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями административных правонарушений в области пожарной безопасности. Ответ: В соответствии с Кодексом Российской Федерации об адми-нистративных правонарушениях в отношении юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без обра-зования юридического лица, за совершение административных правонарушений в области пожарной безопасности предусмотрены следующие виды административного наказания: - предупреждение; - административный штраф с конфискацией изготовленной продук-ции, орудий производства и сырья либо без таковой; - административное приостановление деятельности. Вопрос: Кто имеет право привлечь к административной ответст-венности и кто в соответствии с этим может составить протокол о нарушении правил пожарной безопасности? Ответ: В соответствии со ст. 23.1, 23.34 КоАП РФ, привлечь к адми-нистративной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности по статье 20.4 Кодекса Российской Федерации об адми-нистративных правонарушениях имеют право: - должностные лица органов государственного пожарного надзора, наделенные полномочиями в соответствии с утвержденным перечнем должностей ГПС МЧС РФ; - судьи, если дело об административном правонарушении направ-лено на рассмотрение в суд. Кроме того, за неисполнение законного предписания должностно-го лица ГПН решение о привлечении к административной ответст-венности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ принимаются мировыми судьями. В соответствии со ст. 28. 3 КоАП РФ составить протокол о совер-шении административного правонарушения вправе: -уполномоченное должностное лицо органа государственного по-жарного надзора; -должностные лица органов внутренних дел (милиции). Вопрос: Может ли быть составлен протокол об административ-ном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении? Ответ: В соответствие постановления Пленума Верховного суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Ко-декса Российской Федерации об административных правонарушени-ях» № 5 от 24.03.2005г., протокол об административном правонару-шении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которо-го возбуждено дело об административном правонарушении, если это-му лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважитель-ными. Вопрос: Будет ли наложен штраф в случае отказа правонаруши-теля от подписи протокола и в случае его неявки на рассмотрение административного дела? Ответ: В случае если правонарушитель отказался от подписи, то об этом делается соответствующая запись государственным инспектором в протоколе об административном правонарушении (ст. 28. 2 КоАП РФ). При неявке нарушителя на рассмотрение административного дела оно может быть рассмотрено в его отсутствие (ст. 25. 1 КоАП РФ), но только в том случае, если привлекаемое к административной ответст-венности лицо (законный представитель) были надлежащим образом уведомлены о месте и времени рассмотрения дела по существу. Должностное лицо вправе признать явку лица (законного предста-вителя) на рассмотрение дела обязательной. Вопрос: Исходя из чего, устанавливается величина налагаемого на правонарушителя штрафа? Ответ: Размер административного штрафа за совершение админист-ративного правонарушения назначается в пределах установленных за-коном размеров. При назначении административного наказания учитываются ха-рактер совершенного им административного правонарушения, лич-ность виновного, его имущественное положение, финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Вопрос: В какой срок и кому может быть обжаловано постанов-ление о наложении административного наказания, вынесенное государственным инспектором по пожарному надзору в отноше-нии юридического лица и индивидуального предпринимателя? Ответ: В соответствии статьи 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановле-ние о наложении административного наказания может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постанов-ления. В случае пропуска срока обжалования, указанный срок по хо-датайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен лицом, правомочным рассматривать жалобу. В соответствии статьи 30.1 КоАП РФ постановление о наложе-нии административного наказания, вынесенное государственным ин-спектором по пожарному надзору в отношении юридического лица и индивидуального предпринимателя, может быть обжаловано в выше-стоящий орган, вышестоящему должностному лицу и в арбитражный суд, в соответствии с арбитражным процессуальным законодательст-вом. Вопрос: Можно ли отсрочить или рассрочить исполнение поста-новление о наложении административного наказания, в части уп-латы административного штрафа. Ответ: При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде ад-министративного штрафа невозможно в установленные срок, должно-стное лицо, вынесшее постановление, могут отсрочить уплату адми-нистративного штрафа на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к ад-министративной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена должностным лицом, вынесшим постановле-ние, на срок до трех месяцев. Вопрос: Что такое административное приостановление деятель-ности. Ответ: Административное приостановление деятельности – это вид административного наказания, которое заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предприниматель-скую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объек-тов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов дея-тельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей либо в случае совершения административного правонарушения в области общественного поряд-ка и общественной безопасности, предусмотрен частью 1 статьи 20.4 и частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ. Данное наказание назначается судьей только в случаях, предусмот-ренных настоящим Кодексом, если менее строгий вид администра-тивного наказания не сможет обеспечить достижение цели админист-ративного наказания. Срок административного приостановления деятельности устанавливается на срок до девяноста суток. Вопрос: Имеет ли право государственный инспектор по пожарно-му надзору в ходе проведения проверки самостоятельно закрыть проверяемый объект либо его часть. Ответ: В соответствии с действующим законодательством таким пра-вом государственные инспекторы по пожарному надзору при прове-дении проверок не обладают. Правом принятия решения о временном прекращении какой-либо деятельности наделен исключительно суд путем наложения административного наказания в виде администра-тивного приостановления деятельности. Однако Кодексом Российской Федерации об административных пра-вонарушениях в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении предусмотрен временный запрет деятельности. В соответствии со статьей 27.16 Кодекса временный запрет деятель-ности заключается в кратковременном, установленным на срок до рассмотрения дела судом, прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объек-тов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов дея-тельности (работ), оказания услуг. Временный запрет деятельности может применяться, если за совер-шение административного правонарушения возможно наказание в виде административного приостановления деятельности, в исключи-тельных случаях, если это необходимо для предотвращения непосред-ственной угрозы жизни и здоровью людей, и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно. Временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении. О временном запрете, деятельности составляется протокол, копия ко-торого вручается законному представителю юридического лица либо лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без об-разования юридического лица. С этого момента обязанность исполнения временного запрета дея-тельности лежит на юридическом лице либо индивидуальном пред-принимателе. Срок временного запрета исчисляется с момента фактического пре-кращения деятельности и не может превышать пять суток. Вопрос: В случае приостановки деятельности объекта (помеще-ния), предусмотрена ли ответственность за срыв печати (плом-бы). Как устранять нарушения, в случае если помещения опеча-таны? Ответ: Административная ответственность за срыв печати (пломбы) предусмотрена статьей 19.2 КоАП РФ в виде административного штрафа до 500 рублей. Если по решению суда применено наказание в виде администра-тивного приостановления деятельности (эксплуатации объекта), ис-полнение наказания возлагается на судебных приставов-исполнителей. При этом способ исполнения наказания должен быть прописан в решении суда. Вопрос о возможности доступа на приоста-новленный для эксплуатации объект с целью устранения нарушений требований пожарной безопасности решается судом и судебными приставами. При неясности способа исполнения наказания вопрос решается судом по обращению судебного пристава-исполнителя с учетом мнения представителя органа ГПН. Вопрос: Как можно обжаловать действия работников пожар-ной охраны, в частности инспекторов госпожнадзора? Ответ: Обжалование действий (бездействия) и решений должно-стных лиц органов ГПН осуществляется в соответствии с действую-щим законодательством Российской Федерации к вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу или в суд. Подача жало-бы производится в письменном виде. Кроме этого, изложить суть жа-лобы можно также по телефону «Доверия» ГУ МЧС России по Челя-бинской области (тел. 239-99-99). Лицо, направившее жалобу, в обя-зательном порядке обязано указать: - наименование государственного органа, в который направляется жалоба - Ф.И.О. должностного лица, которому подается жалоба - свою Ф.И.О. - почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ - суть жалобы -поставить свою личную подпись и дату обращения - в случае необходимости в подтверждение своих доводов заяви-тель может прилагать к письменной жалобе документы и материалы либо их копии. Письменная жалоба, либо поступившая жалоба на телефон дове-рия в орган ГПН, рассматривается в течение 30 дней с момента реги-страции, ответ на жалобу направляется заявителю по почтовому адре-су, указанному в обращении. Вопрос: Как часто могут проводиться проверки инспектором госпожнадзора? Ответ: Плановые проверки за соблюдением требований пожарной безопасности проводятся в соответствии с требованиями закона №294-ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и ин-дивидуальных предпринимателей при осуществлении государствен-ного контроля (надзора)», приказа МЧС России № 517 от 1.10.2007г. «Административный регламент МЧС России по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности». Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Основанием для проведения плановой проверки является исте-чение трех лет со дня: 1) государственной регистрации юридического лица, индивиду-ального предпринимателя; 2) окончания проведения последней плановой проверки юриди-ческого лица, индивидуального предпринимателя; 3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответст-вии с представленным в уполномоченный Правительством Россий-ской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган испол-нительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уве-домления. Плановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - членов саморегулируемой организации проводится в отношении не более чем десяти процентов общего числа членов саморегулируемой организации и не менее чем двух членов саморегулируемой организации в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, если иное не установлено федеральными законами. В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринима-телей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов дея-тельности и периодичность их плановых проверок установлен Поста-новлением Правительства РФ от 23.11.09 г. №944. Проведение внеплановых проверок осуществляется по истече-нию срока исполнения законного предписания по устранению нару-шений требований пожарной безопасности, или поступивших пись-менных обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индиви-дуальных предпринимателей, информации от органов государствен-ной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Рос-сийской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрез-вычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены). Вопрос: Необходимо ли лицензировать ведомственную пожар-ную охрану. Ответ: Ст. 17 Федерального Закона от 08.08.01 г. №128-ФЗ «О ли-цензировании отдельных видов деятельности», установлена обяза-тельность лицензирования деятельности по тушению пожаров. Вопрос: Обязательно ли заключение госпожнадзора для полу-чения лицензий на медицинскую деятельность? Ответ: Нет, в соответствии с Постановлением Правительства Рос-сийской Федерации от 22 января 2007 г. N 30 г. Москва «Об утвер-ждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» заключение господнадзора для получения лицензий на медицин-скую деятельность не требуется. Вопрос: На каком основании требуется прохождение пожарно-технического минимума? Ответ: ГОСТ 12.0.004-90 «Организация обучения безопасности труда» устанавливает порядок и виды обучения и проверки знаний по безопасности труда и иных видов деятельности рабочих, служащих, руководителей и специалистов предприятий. Организация обучения работающих, правилам пожарной безопас-ности на производстве и населения относится к организационно-техническим мероприятиям по обеспечению пожарной безопасности в соответствии с гл. 4 ГОСТ 12.1.004-91. В соответствии с п. 7, 15 «Правил пожарной безопасности в РФ», которыми предписано обязательное прохождение противопожарного инструктажа и обучение пожарно-техническому минимуму Приказ МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. N 645 "Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасно-сти работников организаций" Руководители, специалисты и работни-ки организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нор-мативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопас-ность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре. Вопрос: Какая ответственность наступает при нарушении и невыполнении требований пожарной безопасности, и невыполне-нии предписания ГПН? Ответ: В соответствии с частями статьи 20. 4 КоАП РФ «Наруше-ние требований пожарной безопасности», максимальный размер налагаемого административного штрафа составляет: -на граждан до 2000 рублей; -на должностных лиц до 4000 рублей; -на юридических лиц до 40000 рублей. В соответствии с частью 1 статьи 19. 5 КоАП РФ «Невыполнение в срок законного предписания органа, должностного лица, осуществ-ляющего государственный надзора (контроль)», размер администра-тивного штрафа составляет: -на граждан до 500 рублей; -на должностных лиц до 2 000 рублей; -на юридических лиц до 20 000 рублей. В отношении должностного лица санкцией части 1 также преду-смотрена дисквалификация. В соответствии со статьей 219 Уголовного кодекса Российской Федерации за нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью человека, гибель одного или бо-лее лиц предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 80000 рублей, ограничение свободы либо лишение свободы на срок до 7 се-ми лет с лишением права занимать определенные должности либо за-ниматься определенной деятельностью. Вопрос: Какие основные требования предъявляются к торго-вым павильонам (киоскам)? Ответ: •Наличие автоматической пожарной сигнализации; •Наличие телефонной связи; •Соответствие электрооборудования требованиям ПУЭ (со-единения жил электропроводов должно быть выполнено с помощью сварки, пайки, специальных зажимов, заизолирова-ны, аппараты защиты установлены на несгораемом основании и т. д.); •Отопление паровое или водяное, электрическое с применени-ем масляных радиаторов заводского изготовления с аппара-тами защиты; •Наличие не менее двух огнетушителей типа ОУ, ОП; •Двери должны открываться по ходу эвакуации; •Электросветильники с лампами накаливания должны быть оборудованы плафонами; •Запрещена отделка торговых залов горючим материалом. Основные распорядительные документы: •журнал инструктажа о мерах пожарной безопасности на рабочем месте; приказ о назначении ответственных за пожарную безопасность; приказ руководителя об установлении противопожарного режима, инструкция по мерам пожарной безопасности; •инструкция по действиям рабочего персонала во время пожара. Вопрос: В каком случае из здания может быть один эвакуаци-онный выход? Ответ: Число эвакуационных выходов из здания должно быть не менее числа эвакуационных выходов с любого этажа здания. Могут иметь один эвакуационный выход с этажа: •Жилые здания при общей площади квартир на этаже, а для зданий секционного типа — на этаже секции — менее 500 м2. •Производственные здания категорий А и Б при численности работающих в наиболее многочисленной смене 5 и менее чел., категории В — 25 и менее чел. •Подвальные и цокольные этажи при площади 300 и менее квадратных метров или предназначенные для одновременного пребывания 15 и менее человек. •Гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов, пред-приятия по обслуживанию населения (помещения этих пред-приятий характерны большей численностью посетителей, чем обслуживающего персонала) и учреждения органов управле-ния, проектно-конструкторские организации, информационные и редакционно-издательские организации, научно-исследовательские организации, банки, конторы, офисы; высотой не более 15 м., площадью не более 300 м2 с численностью не более 20 чел. и при оборудовании выхода в лестничную клетку противопожарными дверями 2-го типа. Вопрос: Какой выход считается эвакуационным? Ответ: Выход считается эвакуационным, если он ведет: из помещений первого этажа непосредственно наружу или через ко¬ридор наружу. из помещений любого этажа, кроме первого непосредственно в ле-с¬тничную клетку или в коридор, ведущий непосредственно в лест-ничную клетку. Высота эвакуационных выходов должна быть не менее 1,9 метра, ши¬рина не менее 0,8 метра. Двери эвакуационных выходов и другие двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания. Вопрос: Что означает понятие «Категория помещения по взрывопожарной и пожарной опасности». Ответ: Это понятие означает, какие вещества обращаются в по-мещении горючие газы, горючие пыли, легковоспламеняющиеся жидкости и т. д. от которых зависит опасность помещения. Категории делятся на 5 видов, каждой присвоен буквенный индекс. А, Б, В1-В4, Г, Д., Чем ближе буква к началу алфавита, тем опаснее помещение. Вопрос: Обязательно ли заключение органа Государственно¬го пожарного надзора для согласования перепланировки жилых по-мещений? Ответ: Вопрос о перепланировки квартиры является функцией орга-нов местного самоуправления и строительного надзора. Государст-венный пожарный надзор не согласовывает документов и может Вас только проконсультировать (устно или письменно) по возникающим при перепланировке вопросам в области пожарной безопасности. Вопрос: В каких случаях жилые здания должны оборудоваться автономными оптико-электронными дымовыми пожарными из-вещателями и отдельными кранами для внутриквартирного по-жаротушения? Ответ: Эти требования изложены в СНиП 31-01-2003 «Здания жи-лые многоквартирные» п. 7.3.3 и п. 7.4.5 и являются обязательными для исполнения в зданиях, проектирование и строительство которых осуществляется с 1 октября 2003 года. При наличии в здании автома-тической пожарной сигнализации следует в помещении консьержки, во внеквартирных коридорах и мусоросборных камерах установить дымовые пожарные извещатели. Вопрос: Почему запрещают остеклять лоджии? Ответ: В настоящее время разрешается остеклять лоджии. Не раз-решается остеклять переходы через воздушную зону при незадым-ляемых лестничных клетках. Допускается заполнение проема воз-душной зоны на первом этаже металлической решеткой Вопрос: Как переустановить у себя входную дверь и не нарушить законов. Ответ: Вопрос перепланировок в квартирах является функцией орга-нов местного самоуправления и строительного надзора. В качестве консультации поясняем, что если установленная дверь препятствует выходу из другой квартиры, то это является нарушением правил пожарной безопасности. Вместе с тем демонтировать данную дверь или заставить соседей это сделать могут только судебные инстанции. На установку двери в квартире никакого разрешения со стороны инспектора пожарного надзора не требуется. Вопрос: Какие решетки на окна первого этажа в квартире можно поставить. Ответ: При установке решеток на окна первого этажа необходимо в любом случае предусмотреть их распашными. Ключ всегда должен находиться в известном месте для всех членов семьи, чтобы в случае необходимости они могли оперативно открыть окна. Естественно, необходимо периодически проверять, открывают ли эти ключи решетки или нет, смазывать замки. Вопрос: Кто имеет право монтировать и обслуживать установки автоматической пожарной защиты? Ответ: Организации, имеющая лицензию МЧС России на осуще-ствление данного вида деятельности. Вопрос: На что нужно обращать внимание при выборе огне-тушителей? Ответ: 1. На корпусе огнетушителя должно быть указано для ту-шения, какого класса пожара он предназначен; 2. Срок эксплуатации, периодичность обслуживания, порядок ис-пользования и меры безопасности; 3. Подтверждение факта сертификации (знаком соответствия, сер-тификатом и товарно-сопроводительными документами). На каждый вид огнетушителя оформляется инструкция по приме-нению и техническому обслуживанию, которая в обязательном по-рядке содержит следующие требования: - марка огнетушителя -основные параметры огнетушителя -ограничения по температуре эксплуатации огнетушителя -действия персонала в случае пожара, -порядок приведения огнетушителя в действие, -основные тактические приемы с огнетушителями при тушении возможного пожара, - действия персонала после тушения пожара, - объем и периодичность проведения технического обслуживания огнетушителей, - правила техники безопасности при использовании и техническом обслуживании огнетушителей. НПБ 166-97 «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации» Вопрос: Какие огнетушители необходимо приобретать. Ответ: Все зависит от того, какое вещество подлежит тушению. Жидкие горючие вещества, твердые материалы. В правилах пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03 имеются сведения, какими огнетушителями необходимо оснащать объект - углекислотными, порошковыми, воздушно-пенными. Хотя наиболее универсальными и эффективными является газовые (углекислотные) типа ОУ-2, ОУ-5. В настоящее время запрещены к применению огнетушители хими-ческие пенные (ОХП-10), приводимые в действия путем переворачи-вания. Вопрос: Почему бытует мнение, что пожарные машины при-езжают на пожар без воды. Ответ: Это мнение ошибочно. Емкость для воды, установленная на пожарной машине, предназначена для оказания помощи в первые минуты, и в последующем автоцистерна устанавливается на основной водоисточник. Исходя из того, что один ствол «А» за одну минуту подает пол тонны воды, а от одного автомобиля можно подать 5 таких стволов, емкости пожарной машины, достаточно, в лучшем случае, на 5 минут работы, по этому у населения складывается мнение, что пожарные приехали без воды. Кроме того, имеются пожарные автомобили, где емкость с водой вообще отсутствует и они предназначены для выполнения других функций. Вопрос: Предусмотрен ли денежный сбор за выдачу заключе-ний о соблюдении на объектах соискателя лицензии требований пожарной безопасности? Ответ: Органы Государственного пожарного надзора осуществля-ют выдачу заключений о соблюдении на объектах соискателя лицен-зии требований пожарной безопасности соискателям лицензии на безвозмездной основе. Вопрос: Как необходимо вести себя при пожаре? Ответ: Каждый гражданин при обнаружении пожара или призна-ков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т. п.) обязан: 1. немедленно сообщить о возникновении пожара в пожарную охрану по тел. 01 назвать адрес и место расположения пожара и со-общить свою фамилию, поставить в известность руководство и де-журные службы объекта; 2. в случае угрозы жизни людей немедленно организовать их спасание, используя для этого имеющиеся силы и средства; 3. проверить включение в работу автоматических систем про-тивопожарной защиты (оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты); 4. при необходимости отключить электроэнергию (за исключе-нием систем противопожарной защиты), остановить работу систем вентиляции в аварийном и смежном с ним помещениях, выполнить другие мероприятия, способствующие предотвращению развития по-жара и задымления помещений здания; 5. прекратить все работы в здании, кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара; 6. удалить за пределы опасной зоны всех работников, не участ-вующих в тушении пожара; 7. осуществить общее руководство по тушению пожара до при-бытия подразделения пожарной охраны; 8. обеспечить соблюдение требований безопасности работни-ками, принимающими участие в тушении пожара; 9. одновременно с тушением пожара организовать эвакуацию и защиту материальных ценностей; 10. организовать встречу подразделений пожарной охраны и оказать помощь в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу по-жара; 11. сообщать подразделениям пожарной охраны, привлекае-мым для тушения пожаров и проведения, связанных с ними первооче-редных аварийно-спасательных работ, сведения о хранящихся на объ-екте опасных (взрывоопасных), взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществах. Вопрос: Какие виды деятельности лицензируются МЧС России. Ответ: На основании постановления Правительства Российской Фе-дерации от 26 января 2006 года № 45 «Об организации лицензирова-ния отдельных видов деятельности» лицензируются следующие виды: деятельность по тушению пожаров, производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасно-сти зданий и сооружений. Вопрос: На какие виды деятельности выдаются заключения ГПН. Ответ: Выдача заключений о противопожарном состоянии объектов соискателей лицензий производится на образовательную деятельность и оптово-розничную торговлю спиртосодержащей и алкогольной продукции. На основании: 1.Федерального закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании»; 2.Постановление Правительства РФ от 18 октября 2000 № 796 «Об утверждении положения о лицензировании образователь-ной деятельности»; 3.Федерального закона РФ от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота эти-лового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»; Вопрос: Какой срок выдается лицензия на работы в области по-жарной безопасности. Ответ: Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по за-явлению лицензиата. Продление срока действия лицензии осуществ-ляется в порядке переоформления документа, подтверждающего на-личие лицензии. На основании Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятель-ности". Вопрос: Каким документом регламентируется порядок лицензи-рования в области пожарной безопасности. Ответ: Постановлением Прави¬тельства Российской Федерации от 25 октября 2006 года № 625 "О лицензировании деятель¬ности в области пожарной безопасности". Вопрос: Требуется ли лицензирование пожароопасных производ-ственных объектов. Ответ: Не требуется. Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопро-сам лицензирования отдельных видов деятельности» внесены в Феде-ральный закон от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензирова-нии отдельных видов деятельности" следующие изменения: - вид деятельности "эксплуатация пожароопасных производственных объектов; « признать утратившим силу; -вид деятельности "эксплуатация взрывоопасных производственных объектов; « изложить в следующей редакции - "эксплуатация взрыво-пожароопасных производственных объектов". Вопрос: Что такое сертификат пожарной безопасности? Ответ: Сертификат пожарной безопасности - документ, выданный в соответствии с правилами Системы сертификации в области пожар-ной безопасности, для подтверждения соответствия сертифицируемой продукции установленным требованиям пожарной безопасности. Вопрос: Что является объектами сертификации? Ответ: Объектами сертификации являются: - продукция, предназна-ченная для защиты граждан от опасных (вредных) внешних воздейст-вий пожара в том числе: средства обнаружения пожара, средства ин-дивидуальной защиты пожарных и граждан от пожара, средства опо-вещения о наличии пожара, средства нормализации воздушной среды и освещения при пожаре, средства локализации или ликвидации по-жаров и их воздействий, другая пожарно-техническая продукция, предназначенная для обеспечения пожарной безопасности; - пожароопасная продукция (товары для личных (бытовых) нужд граждан, продукция производственно-технического назначения и строительная продукция). Вопрос: Какие документы должен предъявить инспектор при проведении проверки? Ответ: Мероприятия по контролю проводятся на основании распо-ряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора). В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю указываются: номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю; наименование органа государственного контроля (надзо-ра); фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченно-го на проведение мероприятия по контролю; наименование юридиче-ского лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предприни-мателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю; цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю; пра-вовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых под-лежат проверке; дата начала и окончания мероприятия по контролю. Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю предъявляется со служебным удостоверением проверяющих. Вопрос: Какие документы оформляются органами ГПН по ре-зультатам проверок? Ответ: В соответствии с Федеральным законом №294-ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)» по результатам мероприятия по контролю должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуще-ствляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах. В случае выявления в результате мероприятия по контролю ад-министративного правонарушения, должностным лицом органа госу-дарственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об админи-стративных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений. Вопрос: Кто проводит противопожарный инструктаж с сотрудни-ками организаций и что включает в себя проведение противопо-жарного инструктажа? Ответ: В соответствии с приказом МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. N 645 "Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", противопожарный инструктаж проводится администрацией (собственником) организации по специальным программам обу-чения мерам пожарной безопасности работников организаций и в по-рядке, определяемом администрацией (собственником) организации. Проведение противопожарного инструктажа включает в себя ознакомление работников организаций с: правилами содержания тер-ритории, зданий (сооружений) и помещений, в том числе эвакуацион-ных путей, наружного и внутреннего водопровода, систем оповеще-ния о пожаре и управления процессом эвакуации людей; требования-ми пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности технологических процессов, производств и объектов; мероприятиями по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации зданий (сооружений), оборудования, производстве пожароопасных работ; правилами применения открытого огня и проведения огневых работ; обязанностями и действиями работников при пожаре, правилами вызова пожарной охраны, правилами применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики. Вопрос: Для каких объектов разрабатываются планы эвакуации людей в случае пожара? Ответ: Для зданий и сооружений при единовременном пребывании на этаже более 10 человек. На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников. Вопрос: Кем разрабатываются планы эвакуации людей в случае пожара? Ответ: План эвакуации может быть разработан любым лицом в соот-ветствии с ГОСТ Р. 12.2.143-2002 «Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Элементы систем. Классификация. Общие техниче-ские требования. Методы контроля». Согласно п. 4.6.1 данного ГОСТ, разработанные планы эвакуации согласовываются с территориальным подразделением Государственной противопожарной службы, утверждаются руководителем организации. Вопрос: Где размещать огнетушители и планы эвакуации? Ответ: Расстояние от возможного очага пожара до места размещения огнетушителя не должно превышать 20 м для общественных зданий и сооружений. В общественных зданиях и сооружениях на каждом эта-же должны размещаться не менее двух ручных огнетушителей, их следует располагать на видных местах вблизи от выходов из помеще-ний на высоте не более 1,5 м. Планы эвакуации следует вывешивать на стенах помещений и коридоров, на колоннах и т.п. в строгом соответствии с местом раз-мещения, указанным на самом плане эвакуации. Вопрос: Что запрещается при эксплуатации эвакуационных путей и выходов. Ответ: Загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отхо-дами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуа-ционных выходов; - устраивать в тамбурах выходов (за исключением квартир и индиви-дуальных жилых домов) сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы; - устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препят-ствующие свободной эвакуации людей; - применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости); - фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридо-ров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются автоматические устройства, срабатывающие при по-жаре), а также снимать их; - остеклять или закрывать жалюзи воздушных зон в незадымляемых лестничных клетках; - заменять армированное стекло обычным в остеклении дверей и фра-муг. Вопрос: Что запрещается в торговых предприятиях. Ответ: В торговых предприятиях запрещается: проводить огневые работы во время нахождения покупателей в торговых залах; при размещении торговых предприятий в зданиях иного назначения хранить ЛВЖ, ГЖ, ГГ (в том числе баллоны с газом, лакокрасочные изделия, растворители, товары в аэрозольной упаковке), пиротехнические и другие взрывоопасные изделия; размещать отделы, секции по продаже пожароопасных товаров ближе 4 м от выходов, лестничных клеток и других путей эвакуации; устанавливать в торговых залах баллоны с ГГ для наполнения воз-душных шаров и других целей; размещать торговые, игровые аппараты и торговать товарами на пло-щадках лестничных клеток, в тамбурах и других путях эвакуации; хранить более 15 000 аэрозольных упаковок. Вопрос: Какие основные требования к вещевым рынкам. Ответ: Вещевые рынки, организованные по разрешению местных ор-ганов власти в установленном порядке на открытых площадках или в зданиях (сооружениях), должны отвечать следующим требованиям пожарной безопасности: торговое оборудование должно располагаться с учетом обеспечения свободных проходов шириной не менее 2 м вдоль рядов к эвакуаци-онным выходам; через каждые 30 м торгового ряда должны быть поперечные проходы шириной не менее 1,4 м; не разрешается торговать в лестничных клетках, холлах и коридорах; размещение рынка в зданиях (сооружениях) не должно повышать их пожарную опасность и нарушать установленные для этих зданий (со-оружений) требования пожарной безопасности. Вопрос: Где допускается продажа пиротехнической продукции. Ответ: Продажу боеприпасов (порох, капсюли, снаряженные патро-ны) и пиротехнических изделий разрешается проводить в специализированных магазинах или специализированных отделах (секциях). При этом отделы (секции) по продаже боеприпасов и пиротехнических изделий должны располагаться на верхних этажах магазинов и не примыкать к эвакуационным выходам.