Цели и задачи ЦУКС
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и постановлением Губернатора Челябинской области от 29 марта 2006 года № 77 «Об утверждении Положения о Челябинской областной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Челябинской области является органом повседневного управления Челябинской областной подсистемы РСЧС.
Основными задачами Центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Челябинской области являются:
информирование органов управления и сил МЧС России, функциональных и территориальной подсистем РСЧС, гражданской обороны (ГО) о чрезвычайных ситуациях (ЧС) мирного и военного времени на территории Челябинской области;
организация на региональном уровне информационного взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Челябинской области, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО;
обеспечение на региональном уровне координации деятельности органов повседневного управления РСЧС и органов управления ГО, в том числе управления силами и средствами РСЧС и ГО;
поддержание устойчивого, непрерывного и оперативного управления силами и средствами постоянной готовности Главного управления МЧС России по Челябинской области в период угрозы, возникновения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера в мирное и военное время;
комплексная воздушная разведка очагов пожаров, техногенных аварий и катастроф, контроль зон ЧС (происшествий), определение точных координат границ зон ЧС (происшествий) и объектов поиска, мониторинг площадных и линейных объектов инфраструктуры большой протяженности с применением беспилотных авиационных технологий;
организация в пределах своей компетенции своевременного оповещения и информирования населения при угрозе возникновения и возникновении ЧС, а также об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий на территории Челябинской области;
обеспечение готовности подвижного пункта управления Главного управления МЧС России по Челябинской области к применению по предназначению;
информационное сопровождение оперативной деятельности МЧС России, органов управления РСЧС.
Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Челябинской области в соответствии с возложенными на него основными задачами выполняет следующие функции:
организация и осуществление оперативной дежурной службы на пункте управления Главного управления МЧС России по Челябинской области;
осуществление информационного взаимодействия с аппаратом Губернатора и Правительства Челябинской области по вопросам в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
прием и доведение до руководства Главного управления МЧС России по Челябинской области установленных сигналов по приведению территориального органа МЧС России (отдельных структурных подразделений) в различные режимы функционирования;
оповещение и информирование в установленном порядке руководства Главного управления МЧС России по Челябинской области о возникновении и ходе ликвидации ЧС, своевременное доведение приказов и распоряжений руководства Главного управления МЧС России по Челябинской области до руководителей структурных подразделений и нештатных органов управления МЧС России, а также представителей Главного управления МЧС России по Челябинской области в нештатных межведомственных органах управления;
оповещение в установленном порядке должностных лиц Главного управления МЧС России;
оповещение в установленном порядке членов оперативного штаба ликвидации ЧС и тушения пожаров;
оповещение в установленном порядке членов комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности Челябинской области в случае угрозы и возникновения ЧС;
сбор и обработка информации в области ГО, обеспечение в установленном порядке непрерывного управления силами и средствами ГО при переходе с мирного на военное время, в том числе передачи сигналов о приведении системы ГО в соответствующие степени готовности на территории Челябинской области;
сбор и обработка информации, ведение баз данных статистической и плановой информации в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, представляемой органами управления функциональных и территориальной подсистем РСЧС Челябинской области;
осуществление в рамках РСЧС информационного взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Челябинской области и местного самоуправления, а также соответствующими силами постоянной готовности;
организация информационного обеспечения деятельности руководства и структурных подразделений Главного управления МЧС России по Челябинской области по управлению силами функциональных и территориальной подсистем РСЧС при угрозе, возникновении и в ходе ликвидации последствий ЧС;
ведение учета сил и средств постоянной готовности МЧС России, а также функциональных и территориальной подсистем РСЧС;
организация и ведение работ по мониторингу источников ЧС, а также сбор, обработка и анализ информации об источниках ЧС и показателях риска возникновения ЧС;
осуществление мониторинга и прогнозирование ЧС, разработка сценариев и моделей возникновения и развития ЧС;
составление на основе данных мониторинга оперативных прогнозов в области предупреждения и ликвидации ЧС, их доведение до органов управления функциональных и территориальной подсистем РСЧС;
выработка рекомендаций по управлению рисками ЧС и оценки эффективности реализации комплекса мер, направленных на предупреждение ЧС и снижение негативных последствий при их возникновении;
сбор, обработка и анализ данных об обстановке в зоне ЧС, осуществление предварительной оценки масштабов и характера возникшей ЧС;
выработка предложений по применению сил и использованию средств РСЧС, обеспечение координации деятельности сил РСЧС при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации ЧС;
доведение до территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Челябинской области и органов местного самоуправления, рекомендаций о введении соответствующих режимов функционирования при угрозе возникновения или возникновении ЧС, о порядке организации и выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, а также о привлечении сил и средств для выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
обеспечение организации и управление проведением аварийно-спасательных работ, ведение аналитической работы, направленной на повышение эффективности действий сил и средств, привлекаемых к ликвидации ЧС (происшествий);
сбор и обобщение информации о количестве пострадавших при ЧС (происшествиях), характере нанесенного им ущерба, оказываемой им медицинской помощи, а также контроль за выполнением мероприятий первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в результате ЧС (происшествий);
сбор сведений о пунктах временного размещения и количестве размещенного в них населения, пострадавшего в результате ЧС (происшествий) и пожаров;
осуществление контроля за выполнением органами повседневного управления РСЧС мероприятий при угрозе возникновения или возникновении ЧС;
организация и осуществление оперативного и статистического учета ЧС, пожаров и других происшествий, произошедших на территории Челябинской области в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также распорядительными документами МЧС России;
подготовка и представление в вышестоящие органы управления МЧС России и РСЧС в установленном порядке донесений и формализованных документов о ЧС (происшествиях), а также других запрашиваемых сведений;
организация информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших ЧС, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
взаимодействие с представителями региональных средств массовой информации по вопросам размещения информации в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также информации о деятельности органов управления и сил МЧС России при организации работ по предупреждению и ликвидации ЧС;
ведение мониторинга средств массовой информации, социальных медиа по вопросам, относящимся к компетенции МЧС России, проверка и обработка полученной информации;
организация функционирования, прием и обработка вызовов, поступающих на Единый телефон доверия МЧС России;
обеспечение пропаганды в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории Челябинской области;
мониторинг обстановки в местах массового пребывания людей на территории Челябинской области, сбор и обработка полученной информации;
подготовка и вывод информации на терминальные комплексы общероссийской комплексной системы оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей на территории Челябинской области;
организация эксплуатации, технического обслуживания и ремонта технических средств сегмента общероссийской комплексной системы оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей на территории Челябинской области;
обеспечение функционирования автоматизированной информационно-управляющей системы и информационных ресурсов, обеспечивающих обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации;
актуализация информации, содержащейся в автоматизированной информационно-управляющей системе и информационных ресурсах;
выполнение справочно-аналитической, информационной, методической и исследовательской работы по совершенствованию методов ведения и актуализации соответствующих автоматизированных баз данных, способов предоставления информации из них, внедрению инновационных технологий информирования в области ГО, в условиях ЧС;
внедрение в систему органов повседневного управления РСЧС инновационных технологий и программного обеспечения антикризисного управления, моделей и технологий предупреждения и возможного развития ЧС, управления ГО, оповещения и информирования населения;
участие в разработке ведомственных целевых и научно-технических программ в области предупреждения ЧС и обеспечения пожарной безопасности на территории Челябинской области;
взаимодействие с органами исполнительной власти Челябинской области и организациями по вопросам применения беспилотных авиационных систем в интересах авиационного обеспечения выполнения задач в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
поддержание постоянной готовности состоящих на оснащении беспилотных авиационных систем к выполнению задач по предназначению;
планирование применения и эксплуатация состоящих на оснащении беспилотных авиационных систем, реализация мероприятий по обеспечению безаварийной эксплуатации беспилотных авиационных систем и безопасности полетов;
участие в методических и инструкторско-методических сборах, проводимых вышестоящими органами управления МЧС России;
организация регистрации в соответствующих органах, страхования, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта, автомобильной техники технических средств связи подвижного пункта управления, закрепленной за подразделением, а также подготовка и ведение соответствующей документации;
участие в установленном порядке в планировании и организации проведения тренировок с органами повседневного управления, дежурными силами и средствами РСЧС на территории Челябинской области;
проведение профессиональной подготовки, организация переподготовки и повышения квалификации личного состава ЦУКС Главного управления МЧС России по Челябинской области.