Нина Максимовна из "01"
23 сентября 2014 года исполнилось 86 лет ветерану пожарной охраны Челябинской области Нине Максимовне Чулковой. Более 3-х десятилетий она была незаменимым диспетчером пожарной части г. Челябинска.
Родилась Нина в многодетной, по современным меркам, семье — она стала четвертым ребенком. Отец Максим Владимирович Кузнецов участвовал в Гражданской войне, а после устроился на работу в пожарную охрану. Из-за служебных переездов отца жизнь семьи Кузнецовых проходила между двумя городами — Челябинском и Магнитогорском. В последнем — с 1931 по 1938 годы Кузнецов был начальником пожарной части. Страшные военные годы семья пережила в Челябинске, так как Максим Владимирович с 1938 по 1944 годы был начальником ПЧ по охране (по защите) ЧГРЭС.
Активистка Нина и другие ученики в составе школьных концертных бригад ездили по госпиталям и выступали перед фронтовиками. За одним из таких выступлений из зала наблюдал молодой парень, искалеченный войной.
— Я пела песню «Чайка», почти не понимая ее содержания. Но вдруг у раненого солдата потекли слезы по лицу.
В 1944 году отца Нины снова направили в Магнитогорск. Братьев и сестру не отпускали, так как они работали на военном заводе. Поэтому в Магнитогорск поехала только младшая. В этом городе и получила она первый профессиональный опыт.
— Мне еще не исполнилось 16 лет, но я все время ходила в пожарную часть и уже знала, что такое коммутатор, — вспоминает ветеран.
Со временем, в 1945 г., ее официально трудоустроили на 5-й участок, в 21-ю ПЧ у горы Магнитной, где добывалась руда для металлургического комбината. Но через несколько месяцев семья снова вернулась в Челябинск. Кузнецов работал начальником 1-й пожарной части, в 1947 году он занял должность оперативного дежурного. Выезжал на все пожары, происходившие в городе. А 6 марта 1948 года Максим Владимирович Кузнецов спешил на свой последний вызов. Пожар случился в школе рабочей молодежи по улице Володарского. Кузнецов принял решение без помощи коллег обследовать горящий чердак. Но выбраться ему обратно не удалось... Нина переживает трагедию снова и снова:
— Отца не стало в 52 года. Я понимаю, почему он принял такое решение — в одиночку забраться на чердак. Не боялся брать огонь на себя, все делал сам.
Нина Максимовна долго работала в ПЧ-1. Трудовые будни и в должности телефонистки, и в должности радистки, и в должности диспетчера были всегда одинаково напряженными. Но каждая специальность имеет свои тонкости, требует различных профессиональных качеств. Радистка ведет машины, держит постоянную связь с экипажами, сообщает новости. Диспетчер принимает звонки, координирует работу пожарных частей. Нина Максимовна знала каждую улицу города, она и сейчас мысленно как будто открывает перед собой карту, если надо рассказать о том или ином здании. Знает все ветхие городские постройки.
— Хорошему диспетчеру надо прекрасно знать город. Мы изучали районы досконально. Не могла же я отправить машины в непроходимое место, — говорит Нина Максимовна.
На одной из старых фотографий хозяйки улыбаются спортивные коллеги и друзья, а на заднем плане виден плакат: «Все рекорды должны быть нашими». Спрашиваю у Нины Максимовны:
— Это и ваш жизненный девиз?
— Пожалуй. Но если конкретно говорить об этой фотографии, поясню, что всю жизнь занималась спортом, хоровым пением. Спортом и до сих пор занимаюсь.
После выхода на пенсию Чулкова организовала группу здоровья, которую ведет и по сей день.
Во время нашей беседы из одного альбома, как осенний пожелтевший лист, выпала вырезанная из газеты статья «Нина Максимовна из «01» под авторством майора Я. Кимельфельда. Как-то он пришел в диспетчерскую пожарной части, чтобы рассказать о работе Нины Максимовны. Это был ее последний год службы в пожарной охране. Позволю себе процитировать часть заметки.
«Нина Максимовна только что сменилась после ночного дежурства и торопится на репетицию праздничного концерта, в котором ей выступать в качестве певицы-солистки.
— Как прошла ночь? — поинтересовался я.
— Было несколько вызовов. Загорелось в цехе одного завода. Пожары в жилых домах.
Перед диспетчером на специальном столике — восемь телефонов. Это сюда поступает сигнал «01». Тут же коммутатор на несколько десятков номеров, три радиостанции, дальняя автоматическая телефонная связь. Тринадцать телефонных и радиотрубок.
— Справляетесь?
Нина Максимовна улыбнулась:
— Опыт. Тридцать два года служу в пожарной охране».