По данным Челябинского ЦГМС (http://www.chelpogoda.ru/):
Вечером 12 августа и в течение суток 13 августа в отдельных районах Челябинской области ожидаются сильные и очень сильные дожди, сильные ливни, грозы, град, местами крупный, шквалистое усиление ветра при грозах 20-25 м/с.
В ближайшие трое суток (12-14 августа) на реках области ожидаются в местах выпадения дождей интенсивные подъемы уровней воды, увеличение притока воды в пруды и водохранилища, возможно подтопление пойменных участков. Наиболее неблагоприятная ситуация может сложиться на участках рек, расположенных ниже прудов и водохранилищ.
*Количество осадков:
Сильный ливень – более 30 мм за период не более 1 часа
Очень сильный дождь – более 50 мм за 12 часов. Для ливнеопасных горных районов (г. Верхний Уфалей, г. Златоуст, г. Катав-Ивановск, г. Миасс, г. Нязепетровск) не менее 30 мм за период не более 12 часов.
Продолжительный сильный дождь – дождь с количеством осадков 100 мм и более за период времени 48 часов и менее, или 120 мм и более за период времени более 48 часов.
В связи с опасными метеорологическими явлениями повышается вероятность возникновения ЧС, обусловленных авариями на объектах и линиях энергосистем. Возможно, повреждение слабо укрепленных конструкций, обрыв линий электропередач, вал деревьев. Прогнозируется увеличение количества ДТП. Возможны подъемы уровней воды на отдельных участках рек, интенсивный приток воды в пруды и водохранилища.
Рекомендуется:
1. Министерству общественной безопасности Челябинской области принять комплекс мер предусмотренных федеральным законодательством о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 № 2322 «О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях».
2. Органам местного самоуправления спланировать и организовать выполнение комплекса превентивных мероприятий по предупреждению, снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций и уменьшения их последствий на подведомственных территориях, в т.ч.:
1) привести органы управления, силы и средства муниципальных звеньев территориальной подсистемы РСЧС в режим функционирования «ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ»;
2) подготовить распоряжения о проведении комплекса предупредительных мероприятий;
3) проинформировать население о складывающейся опасной метеорологической обстановке, в том числе с помощью пунктов речевого оповещения и SMS-оповещения;
4) обеспечить доведение данной информации (в том числе разместить на официальных сайтах и местных СМИ) до туристических групп, руководителей заинтересованных организаций и предприятий (санаториев, управляющих компаний, дорожных служб, дежурных служб и др.);
5) принять меры по отмене (перенесу) культурно-массовых и детских развлекательных мероприятий на открытом воздухе;
6) организовать взаимодействие со службами МВД, ЖКХ, дорожного хозяйства, энергетики, по обмену информацией и совместным действиям;
7) уточнить схемы подключений резервных источников жизнеобеспечения, провести проверку резервных источников на социально-значимых объектах;
8) проверить наличие и готовность к использованию запасов материально-технических средств для ликвидации возможных аварий, определить порядок разбронирования резервов;
9) организовать подготовку пунктов временного размещения, расчеты по транспортному обеспечению эвакуации при чрезвычайной ситуации и планы по первоочередному жизнеобеспечению населению;
10) провести проверку систем оповещения населения;
11) уточнить количественный состав сил и средств муниципальных звеньев РСЧС, а также их режимы функционирования;
12) организовать мониторинг систем и объектов жизнеобеспечения населения (водоснабжение, энергоснабжение, канализационные сети и т.д.);
13) провести расчистку систем ливневых канализаций, водопропускных и водоотводных каналов, дренажных дорожных труб, водостоков и водоспусков вод в реки, санитарную очистку на территориях;
14) уточнить состав сил и средств дорожных и прочих организаций, привлекаемых для ликвидации возможных заторов, эвакуации автотранспортных средств и пассажиров на дорогах федерального, регионального и муниципального значения;
15) обеспечить готовность сил и средств к круглосуточному реагированию, особое внимание уделить контролю гидрологической обстановки и своевременной откачке дождевых вод из пониженных участков местности;
16) уточнить планы мероприятий по защите населения в случае затопления;
17) организовать уточнение показателей работы гидротехнических сооружений (уровень воды верхнего бьефа в метрах по балтийской системе, объем водохранилища, % наполнения водохранилища и объем сброса в нижний бьеф);
18) организовать взаимодействие с Челябинским ЦГМС – филиал ФГБУ «Уральского УГМС» и его представителями в границах муниципальных образований по наблюдению за складывающейся обстановкой на гидрологических постах Росгидромета;
19) оказать содействие ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Челябинской области по мониторингу складывающейся обстановки на временных гидрологических постах органов местного самоуправления;
20) осуществить восстановление пропускной способности русел рек в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2024 № 732 "Об утверждении Правил осуществления деятельности по восстановлению пропускной способности русел рек, использования донного грунта при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации или при возникновении чрезвычайной ситуации в соответствии с законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций";
3. Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области принять меры по организации регулирования движения и минимизирования автомобильных заторов на дорогах федерального, муниципального и местного значения.
4. Филиалу ПАО «ФСК ЕЭС» - Южно-Уральское предприятие магистральных электрических сетей, Филиалу ОАО «Россети Урала» - «Челябэнерго»:
1) рассмотреть вопрос изменения режима функционирования подразделений;
2) проверить наличие и готовность к использованию запасов материально-технических средств для ликвидации возможных аварий;
3) проверить готовность к работе техники повышенной проходимости в условиях труднодоступных мест.
5. ФКУ Упрдор «Южный Урал» и Министерству дорожного хозяйства Челябинской области:
1) рассмотреть вопрос изменения режима функционирования подразделений;
2) осуществить дополнительный инструктаж подрядных организаций о возможном ухудшении метеорологической обстановки;
3) принять меры по обеспечению беспрепятственного проезда по федеральным автомобильным дорогам и предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций.
6. Начальникам ПСО ФПС Главного управления МЧС России по Челябинской области и СУ ФПС МЧС России, дислоцированные на территории Челябинской области:
1) довести информацию об опасном метеорологическом прогнозе до туристических групп;
2) организовать взаимодействие с дорожными службами, подразделениями МВД (ГИБДД) в связи со складывающейся обстановкой на автомобильных дорогах федерального, муниципального и местного значения.
3) ввести в боевой расчет технику повышенной проходимости;
4) проводить информирование водителей средствами КВ радиостанций (1 раз в 3 часа, при ухудшении погодных условий каждый час);
5) обеспечить готовность сил и средств к круглосуточному реагированию, особое внимание уделить контролю гидрологической обстановки и своевременной откачке воды из пониженных участков местности;
6) обеспечить мониторинг за состоянием движения на автомобильных дорогах с использованием открытых информационных ресурсов;
7) осуществить информационное освещение профилактических мероприятий в средствах массовой информации;
7. Южно-Уральской железной дороге и Куйбышевской железной дороге ОАО «РЖД» осуществить обследование опасных участков подверженных просадке грунту, размыву конусов и сплыву откоса насыпи.
8. Собственникам (эксплуатирующим организациям) гидротехнических сооружений рассмотреть возможность безаварийного пропуска дождевого паводка без достижения критических сбросов при которых возможно затопление населённых пунктов.